Главная

   Версия для слабовидящих


Мемориальная доска великому русскому художнику Николаю Константиновичу Рериху в Выборге

12 Окт, 2018

Впервые Николай Константинович Рерих побывал в Выборге во время своих поездок с художественно-археологической целью в 1903 – 1904 годах. Он интересовался старыми городами, в которых художник «открывал для себя Россию». Вначале Рерих знакомится с Нарвой, позже - с Выборгом, его замком и парком «Монрепо». Провозглашение независимости Финляндии в декабре 1917 года застало Рериха и его семью в Сортавала, где Рерих поправлял здоровье (у художника была тяжёлая болезнь лёгких и состояние здоровья Рериха оказалось настолько серьезным, что художник даже составил завещание.). Так, не предполагая этого, он оказался эмигрантом. Положение русского населения в Финляндии оказалось неопределенным, и Рерих задумался о переезде в Выборг, откуда, в случае необходимости, проще было уехать назад, в Россию, или в Европу. Николай Константинович просит своего давнего друга, известного финского художника Акселя Галлен-Каллела, рекомендовать его губернатору Выборга, иначе придётся покинуть пределы страны. Последний обращается с просьбой выдать Рериху официальное разрешение остаться в Финляндии.

Николай Рерих вместе с супругой Еленой и сыновьями Юрием и Святославом проживали в Выборге с октября 1918 года по май 1919 года в доходном доме (в обиходе «с совами», «с арфами» или «с лирами») по ул.Тургенева д. 8 кв. 2 (Тургенева - это бывшая Ютеининкату в составе Финляндии до 1939 г., или Ладоуская ул., в составе России до 1917 г.). Дом построен в стиле модерн в 1909 году известным финским архитектором Отто Вартиоваара.

В Выборге Николаем Константиновичем Рерихом были написаны многочисленные картины (в том числе очень известные). Например: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень – Выборг», «Отверженный», «Сокровище», «Вечер», «Дождевые облака», «Сын Бога», «Град умерший», «Победитель», «Закат», «Скала ворона», «Осенний убор», «Дозорные», «Зов солнца» вторая версия, «Беглецы (Изгнанники)» эскиз, «Острова. Озеро Ладога (II)», «Заклинание» (вариация). Две работы художника «Выборг. Осень» и «Выборгская крепость» посвящены Выборгу. Также сохранилась «Выборгская тетрадь» Святослава Рериха 1918 года – сборник ироничных зарисовок, выполненных на листах обычной тетради в клетку.

Выборгский период жизни оказался для семьи Рерихов тяжелым в финансовом отношении: средства, которые принадлежали семье, остались в Петербурге, забрать их не удалось. Единственным способом поправить материальное положение была организация персональной выставки. Финский художник Аксели Галлен-Калела помог Рерихам не только остаться в Выборге, но и организовать первую в скандинавских странах персональную выставку Николая Константиновича в Стокгольме осенью 1918 года. С 1917 по 1919 годы братья Юрий и Святослав Рерихи завершают в Финляндии гимназический курс. Юрий определяется в выборе специальности, выбирает востоковедение. Весной 1919 года Рерихи принимают решение уехать из Выборга и из Финляндии. Получив британскую визу, Рерихи через Норвегию отплыли на корабле в Англию. Куда и прибыли летом 1919 года. Николай Рерих получил предложение на оформление театральных постановок в Лондоне, а сын Юрий поступил на индо-иранское отделение Школы востоковедения при Лондонском университете. Незадолго до отъезда Николай Константинович пожертвовал Культурно-просветительскому обществу при выборгском православном приходе этюд для продажи на американском аукционе. 

В 2017 году общественный совет по топонимике МО «Выборгский район» Ленинградской области по инициативе Анастасии Мартыновой запланировал назвать одну из улиц Выборга во вновь формируемом районе Петербургский в честь художника Николая Константиновича Рериха.

С проектом мемориальной доски Н. К. Рериху в Выборге можно ознакомиться на краудфандинговой платформе «Область добра»: https://областьдобра.рф/project/199#tab5

В рамках проекта, 12 октября (пятница) в 18 часов в Межпоселенческой библиотеке на Рубежной 18 состоится лекция «ВЕЛИКАЯ СЕМЬЯ РЕРИХОВ В ВЫБОРГЕ 1918-1919 ГГ.»

Автор статьи: историк искусства, искусствовед, историк,  автор двух монографий, многочисленных научных публикаций о Выборге в творчестве художников Анастасия Мартынова




ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ